
239

УДК: 327(479.22):327(4)(73)
Примљено: 
10. 04. 2009.
Прихваћено: 
15. 06. 2009.
Оригинални научни рад 

НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС
NATIONAL INTEREST

Година V, vol. 5
Број 1-2/2009.

стр. 239-252

239

Ни­ко­лай Ди­мле­вич*

ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД, 
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Информационная составляющая играет всё более зна
чительную роль во внешне- и внутриполитической деяте
льности любого государства. Информационные поля – как 
международные, так и национальные – активно трансфор
мируются в область жёсткой геополитической конкурентной 
борьбы, инструментом которой становятся методики, харак
терные для информационных войн – различные (по своим 
целям и задачам)  комплексные информационно-пропаган
дистские мероприятия, направленные на индивидуальную 
психику и общественное сознание, модели поведения и вос
приятия истории и современности. 

В этих условиях Россия вынуждена искать симметрич
ные ответы на новые вызовы, связанные с глобализацией и 
возникновением глобального информационного общества. 
На Западе же по-прежнему сильна инерция изображения 
России как наследницы «империи зла». В игру на этом поле 
всё активнее вовлекаются государства Прибалтики, Гру
зия, Украина. Русофобия объективно усиливается относи
тельной слабостью Российского государства, утратившего 
былые возможности и влияние, а также презрением к наро
ду, не способному «воспринять западные ценности». 

Ужесточение конкурентной борьбы в информацион
ной сфере убеждает нас в том, что «ИДЕИ ИМЕЮТ ЗНА
ЧЕНИЕ». Не случайно в США за лозунгами «безыдейного 

*	 Зам. главного редактора газеты «Северный Кавказ», г.Нальчик, Кабардино- 
Грузия, Запад и Россия в информационном противоборстве



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

240

прагматизма» никогда не забывали мессианских заветов от
цов-основателей о «богоизбранности Америки», что по сей 
день является важнейшей основой общества и  её государ
ственной политики. 

Информационная ситуация в последние годы вокруг 
России изменилась самым серьезным образом. Ужесточе
ние прессинга со стороны западных СМИ на политические и 
экономические элиты и руководство нашей страны вылило
сь в августе 2008 года в жесткое противостояние. Едва ли не 
впервые после 1991 года сопровождение событий западны
ми СМИ свелось к тотальному информационному прессин
гу с циничным искажением фактов и замалчиванием причин 
случившегося, вплоть до попыток объявить Россию агрессо
ром. 

Против нашей страны задействуется такой комплекс 
специальных информационно-пропагандистских меропри
ятий по управляемому воздействию на индивидуальную 
психику и общественное сознание, который более характе
рен для информационных войн и представляет собой не что 
иное, как инструментарий психологической войны. И совер
шенно очевидно, что интенсивность антироссийских кампа
ний в обозримом будущем будет только возрастать. 

Можно констатировать, что практически все развитые 
страны мира в настоящее время уделяют серьезное внима
ние разработке методов и средств противодействия угрозам 
в сфере информационной безопасности. 

Взять Америку. В качестве одной из главных угроз для 
себя, помимо глобального экономического кризиса, США 
рассматривают государства бывшего СССР. Об этом гово
рится в докладе об угрозах безопасности США, подготовлен
ном разведслужбами страны, сообщает Washington Profile. В 
целом же перечень угроз безопасности включает в себя: на
сильственный экстремизм; политические процессы на Бли
жнем Востоке, в Иране, Ираке, Афганистане и Пакистане; 
возможность усиления Китая и Индии; реализацию ядерной 
программы КНДР; проблемы Балкан, Латинской Америки и 
Африки; действия организованной преступности. В послед
ние годы в США продолжается совершенствование концеп
ции ведения информационной войны. Так, происходящие 
концептуальные изменения нашли отражение в документе 



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

241

армии США «Стратегия информационных операций» (Infor
mation Operation Roadmap). Он показывает дальнейшую эво
люцию военной мысли Пентагона в области планирования 
и ведения информационной войны. Сам же документ сосре
доточивается на вопросах расширения пространства, совер
шенствования средств и методов ведения информационного 
противоборства. Он был введен в действие в октябре 2003 
г. с грифом «Секретно/Не для иностранцев», в конце 2007 г. 
гриф «Секретно» с документа был снят. Это свидетельствует 
о том, что развитие концептуальных основ ведения инфор
мационной войны в США уже вышло на более совершенный 
уровень. 

Анализ документа, по мнению западных аналитиков, 
позволяет выделить появление принципиально новой кон
цепции информационных операций, т.н. full-time&full-spec
trum information operations (FTFSIO). Наиболее адекватным 
толкованием данного термина может быть словосочетание 
«тотальная информационная война». Особо подчеркивает
ся, что современные информационные операции – это не
прерывные операции, требующие обширных приготовле
ний в мирное время. В качестве примера - стратегическая 
информационная операция под общим названием «Борьба с 
международным терроризмом», в результате которой США 
добились серьезного геополитического прорыва по целому 
ряду вопросов. В этом же ряду стоит и операция «Борьба 
с оружием массового поражения в Ираке» (как часть более 
масштабной и долгосрочной операции «Борьба с междуна
родным терроризмом»), в результате которой США закре
пились на Ближнем Востоке и создали условия реализации 
собственного плана переустройства региона под общим на
званием «Стратегия формирования Большого Ближнего Во
стока». Сюда же могут быть причислены и действия в рам
ках общественной дипломатии и связей с общественностью 
по развитию тезисов о «несостоявшихся государствах», и 
«оси зла», которые способствовали обоснованию планов по 
превентивному применению военной силы в отношении су
веренных государств без санкции международных органи
заций на примере СФРЮ, 10-летие бомбардировок амери
канской и натовской авиацией которой исполняется в апреле 
этого года. 



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

242

Активизируются не только американцы. Командова
ние ВС Франции на основе анализа хода и военно-полити
ческих последствий грузино-осетинского конфликта также 
отмечает возрастающую в современных условиях роль ин
формационного противоборства. По мнению французских 
экспертов, подведение только промежуточных итогов кризи
са на Кавказе показывает, что, несмотря на решение Росси
ей основных задач в период вооруженной фазы конфликта, 
данный успех, как и принятые российским руководством ме
ры в дипломатической сфере, были частично нейтрализова
ны за счет эффективной антироссийской кампании в запад
ных СМИ, а также публичной деятельностью официальных 
представителей НАТО, ЕС, США и Грузии. 

С началом событий вокруг Южной Осетии Запад и 
Грузия стали проводить агрессивную информационно-про
пагандистскую кампанию, используя любые возможности 
и ресурсы для тиражирования своей точки зрения на ситу
ацию. Уже 9 августа решением Совета национальной безо
пасности Грузии и указом М.Саакашвили была запрещена 
трансляция всех российских теле- и радиоканалов и пре
кращен доступ к российскому сегменту Интернета. Жители 
Грузии по всем правилам ведения войны были взяты в кольцо 
полной информационной блокады: по всем радио- и телека
налам транслировалась только официальная точка зрения 
грузинского руководства, достоверная информация в эфир 
не допускалась.

В порядке справки: Грузия блокировала вещание теле
канала RTVi (владелец – В.Гусинский), который был пона
чалу единственным вещателем на русском языке в Грузии. 
Письмо о нежелательности присутствия канала в грузинском 
телеэфире было направлено руководству RTVi после того, 
как канал показал интервью с главой российского МИДа 
Сергеем Лавровым, который раскритиковал действия гру
зинских властей.

Парламент Грузии регулярно доводил до Парламент
ской ассамблеи (ПА) НАТО информацию, демонстрирующ
ую агрессивность и неправомерность действий России, не
пропорциональность применения ею военной силы, в том 
числе атаки на сооружения гражданской инфраструктуры, 
населенные пункты и порты на всей территории Грузии. В 



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

243

результате во время обсуждения 11 августа 2008 г. в ПА НА
ТО проекта заявления президента ПА по событиям в Грузии 
вице-президент ассамблеи и глава немецкой делегации в ПА 
К.Ламерс фактически поддержал предложенную американ
ским конгрессменом Дж.Таннером антироссийскую тональ
ность послания, сославшись при этом на «соответствующую 
действительности информацию коллег из Грузии». 

Россия в ходе миротворческой операции по принужде
нии к миру ВС Грузии в зоне грузино-южноосетинского кон
фликта столкнулась с полномасштабной информационной 
войной со стороны стран Запада, Грузии и некоторых стран 
блока НАТО.

Главными целями этих действий были – посредством 
грузинских и зарубежных СМИ убедить западное обще
ственное мнение, что :

1.стороной спровоцировавшей конфликт является Юж-
ная Осетия

2.за осетинскими провокациями стоит Россия
3.жертвами военного конфликта стали мирные гражда

не Грузии
4.Россия первой совершила необоснованную агрессию 
И стратегическая цель операции политического руко

водства Грузии являлось втянуть в вооруженный конфликт 
страны НАТО, в первую очередь США. 

Привлечение внимания Запада к малоизвестной стране 
(Грузии) представляется сложной задачей, а длительное фи
нансирование данной акции вообще процесс довольно доро
гостоящий и по силу только государственным структурам.

PR-ом Грузии на Западе занималась фирма (лоббист 
НАТО) «Аспект консалтинг» (Aspect Consulting) со штаб-
квартирой в Брюсселе. В состав группы освещавшей воору
женный конфликт входило большинство специалистов уже 
имевших опыт ведения информационно-психологических 
войн (операций) в разных сферах. С началом агрессии в Тби
лиси сотрудником «Аспект консалтинг» Патриком Вормсом 
была организована работа с журналистами иностранных 
СМИ, аккредитованных в Тбилиси. В холле гостиницы Ма
риот был развернут центр информации, где в сотрудниче
стве с вице-министром иностранных дел Грузии П.Вормс 
предъявил журналистам фальшивые карты и сфабрикован



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

244

ные документы, которые по замыслу западных специалистов 
должны  стать доказательством мирных намерений Тбилиси 
в Южной Осетии.

С начала конфликта в западные СМИ при посредни
честве «Аспект консалтинг» попало более 200 информаци
онных сообщений по различным каналам, которые были 
предварительно подготовлены грузинскими спецслужбами. 
«Аспект консалтингом» были организованы специальные 
коммюнике, контакты с администрацией Грузии, интервью 
с «очевидцами» и т.д. В офисе телекомпании «Триалети» в 
г.Гори открылся медиа-центр, который круглосуточно об
служивал грузинских и зарубежных журналистов.

Ряд грузинских электронных СМИ, в частности «Гру
зия Online», телекомпания «Рустави-2», грузинские инфор
магентства «Интерпресс Ньюс», грузинское радио «Име
дия» включились в активное распространение, в том числе, 
и видео материалов с мест противостояния.

Следует также отметить масштабную поддержку гру
зинских усилий по ведению информационной войны со сто
роны ведущих мировых СМИ (прежде всего таких информа
гентств, как CNN,BBC,Reuters.Bloomberg и др.).

Основными действующими лицами в данной информа
ционно-психологической операции стали высокопоставлен
ные чиновники Грузии, и даже руководство страны. М.Са
акашвили стал участником ток-шоу Лари Кинга. В первые 
дни войны президент Грузии выступил более 20 раз на та
ких каналах, как CNN, BBC, Sky News. Обильное присут
ствие грузинского лидера на зарубежном ТВ вызвало  у не
которых наблюдателей закономерный вопрос, а остается ли 
у него время для ведения войны между интервью западным 
СМИ? Кроме того, М.Саакашвили постоянно выступал на 
фоне флага Европейского союза, не уставая повторять, что 
Россия составляет угрозу для мира в Европе. В соответ
ствии с разработанными в Пентагоне инструкциями по ве
дению психологических операций М.Саакашвили постоян
но заявлял зарубежным зрителям о «варварских действиях 
пьяных русских солдат и мародеров», «оккупации», «этни
ческих чистках», «бомбардировках трубопровода, что могло 
стать угрозой для поставки нефти в Европу» и т.д. С начала 
войны в западной прессе выходили заголовки статей с назва



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

245

нием «1500 жертв. Вступают русские танки». Хорошо была 
организована грузинская пропаганда в г.Гори, где были по
казаны разрушены дома мирных жителей и госучреждения. 
Британский канал «Sky News» показал в новостном выпуске 
08.08.08. видеосюжет об обстреле сел Южной Осетии и сто
лицы республики – Цхинвал грузинской артиллерией в ночь 
на 8августа, а на следующий день сопроводил его сообщени
ем, что «Россия ведет обстрел территории Южной Осетии, 
входящей в состав Грузии». Долгое время западные ТВ ка
налы не вели репортажи непосредственно из Цхинвала, од
нако почти все сообщали о катастрофических разрушениях 
города от огня российской артиллерии.

Представители западных СМИ базировались в Тбили
си и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и 
Поти. А в Цхинвале находились только российские телека
налы и один украинский. И только впоследствии Цхинвал 
посетили более 100 иностранных журналистов.

На любительском видео от 8 августа видно, как с бро
нетехники ведется пулеметный огонь по жилым кварталам 
города, слышна грузинская речь. Из кадров ясно видно, что 
огонь ведется с турели, не имеющей отношения к какой-ли
бо российской бронетехнике, но явно схожей с турелью бро
невиков американского производства. Испанский ТВ канал 
RTVE выдал данные кадры за действия армии России: «На 
них показан тот самый момент, когда российские войска вхо
дят в Цхинвал, столицу Южной Осетии. Солдат снимает эти 
кадры на камеру своего мобильного телефона, в то время 
как танк обстреливает город. В настоящее время точно не
известно, сколько человек погибло в этой войне. Междуна
родные независимые организации сообщают о нескольких 
сотнях погибших..» Согласно сообщению интернет-газеты 
«Взгляд», в редакции RTVE признали СЛУЧАЙНО допущ
енную ошибку.

27 августа профессор Барселонского университета 
Франсиско Вейга заявил, то  в испанской прессе были опу
бликованы многочисленные смонтированные фотографии 
грузин – жертв конфликта. По его словам, «одновременно 
на страницы испанских СМИ не попала ни одна фотография 
жертв среди населения столицы Южной Осетии Цхинвал, 



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

246

вызванных варварскими бомбардировками грузинской ар
мии».

8 сентября журналисты телеканала Russia Today обви
нили CNN в подлоге и грубой фальсификации. По их словам, 
американский телеканал, демонстрируя кадры разрушений 
осетинского Цхинвала, заявил, что речь идет о грузинском 
Гори. Один из журналистов сказал по поводу освещения со
бытий западными СМИ: «война Грузии в Южной Осетии 
нанесла катастрофический удар по их репутации. Впервые 
они замалчивали события в военном конфликте, а порой, как 
показал пример с CNN, занимались и фальсификацией». По
добные заявления появлялись и ранее. Так, москвичка Све
тлана Козаева, приехавшая в Цхинвал 11 августа, заявила, 
что узнала город в кадрах BBC и CNN, подававшихся как 
кадры из Гори: «Подвалы полны трупов. Это была этниче
ская чистка. Грузины опустились до того, до чего не опуска
лись даже немцы во Второй мировой войне. А CNN и BBC 
показывают картинку из Цхинвала и говорят, что это Гори. Я 
своими глазами увидела фальшивые кадры. В репортаже из 
Гори показали улицу моего родного города, улицу Героев. Я 
своими глазами увидела фальшивые кадры. Зачем западные 
СМИ оправдывают грузинского президента Саакашвили и 
его преступный режим?».

11 сентября Премьер-министр России В.В.Путин за
явил: « Меня удивляет, насколько мощной является пропа
гандистская машина так называемого Запада.  Потрясён! Это 
удивительно! Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не 
лезет, но тем не менее пролезает! Рядовой человек не сле
дит за событиями, и ему легко навязывается точка зрения.». 
Он выразил удивление, что, пока грузинские войска бомби
ли миротворцев и Цхинвал, в западной прессе была «полная 
тишина, как по команде… Замечательная работа, я вас по
здравляю!». 12 сентября Нарасимхан Рам, главный редактор 
одной из крупнейших индийских газет – The Hindu, подверг 
резкой критике деятельность западных СМИ при освещении 
конфликта. Рам назвал их работу «идеологической пропа
гандой, прикидывающейся журналистикой», подчеркнув, 
что считает нападение Грузии на Южную Осетию актом ге
ноцида и этническими чистками.



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

247

Власти Южной Осетии, ввиду недостатка средств и 
полного уничтожения инфраструктуры, были не в состоянии 
вести самостоятельную контрпропаганду, сопоставимую с 
информационной войной и извращенной пропагандистской 
кампанией развязанной Грузией при поддержке ряда стран 
Запада.

«Первая новость всегда главнее второй!» - главное 
правило информационной войны. Без победы на информа
ционном поле, любая военная победа всегда будет не полной.

Посмотрим теперь, как боевые действия в Южной Осе
тии освещались информационными ресурсами грузинской 
диаспоры в России. 

В период с 1993 по 2008 годы в РФ было зарегистри
ровано 12 печатных СМИ, ассоциированных с грузинской 
диаспорой в нашей стране. 10 из них зарегистрированы в 
Москве: газеты «Москва - Тбилиси», «Вечерний Тбилиси», 
«Грузия» (на армянском языке), «Возрождение Грузии», 
«Многонациональная Грузия», «Грузия. События. Люди», 
«Новая кавказская газета», «Мзиури-солнечный»; журналы 
«Большая Грузинская» и «Тбилиси». В Нижнем Новгороде 
зарегистрировано издание «Нижегородская империя», в Са
маре - газета «Самшобло». 

Главы грузинских землячеств Воронежской и Саратов
ской областей выступили с резким осуждением действий 
М.Саакашвили. На интернет-сайте общероссийской обще
ственной организации «Союз грузин в России» происходило 
постоянное обновление ленты новостей из зоны конфликта, 
при этом поступавшие сообщения отражали позицию как 
грузинской, так и российской сторон. Кроме того, на сай
те были опубликованы заявления самого «Союза грузин в 
России» с призывами к конфликтующим сторонам о прекра
щении боевых действий, а также был размещен материал, 
представлявший точки зрения на происходящее в Южной 
Осетии известных представителей грузинской культуры, ко
торые в большинстве своем осудили действия России. Ин
тернет-сайт московской грузинской молодежной обществен
ной организации «Молодёжное движение Лазаре» (lazare.ru) 
разместил ряд публикаций, имевших ярко выраженный ан
тироссийский характер. 



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

248

В отличие от хорошо скоординированной и активной 
пропагандистской кампании вокруг грузино-осетинского 
конфликта, проводимой Тбилиси, Россия на информацион
ном поле вела и ведёт скорее оборонительные бои. Все нео
бходимые слова о том, что обстрел мирного населения, уби
йства солдат миротворческого батальона суть грубейшее 
нарушение международного права, подпадающее под дей
ствие международного трибунала, что усиление российско
го миротворческого контингента объясняется масштабами 
гуманитарной катастрофы и необходимостью предотвратить 
её разрастание, что Россия направила армию в Южную Осе
тию, чтобы защитить СВОИХ граждан в полном соответ
ствии с выданным ей мандатом миротворца, что действия 
России всецело законны, - все эти слова прозвучали с ЯВ
НЫМ опозданием. 

Основные усилия российской пропаганды были напра
влены на создание благоприятного общественного мнения 
внутри страны и не уделяли должного внимания изложению 
позиции России за рубежом. Правда, некоторые попытки на 
внешнеполитическом направлении всё же были предприня
ты. 

Представители посольства России в США дали интер
вью в популярной аналитической программе «Си-Эн-Эн» с 
В.Блитцером. Кстати, в этой же передаче было включение 
М.Саакашвили, который звучал откровенно неубедительно, 
путаясь в фактах и голословных обвинениях. Прошёл эфир 
на национальном общественном радио (Эн-Пи-Ар) и чили
йской международной радиостанции «AND», вещающей на 
19 стран, в том числе и на испаноязычную аудиторию США. 
В крупнейшей американской общенациональной газете «US 
Today» появилась статья о сути операции по принуждению 
Грузии к миру и опасности подыгрывания авантюризму 
Тбилиси. В «Вашингтон Таймс», «Уолл-Стрит Джорнэл» и 
бюллетене информагентства «Ю-Пи-Аи» были размещены 
российские комментарии, опровергающие сообщения о при
частности России к кибератакам на грузинские веб-сайты. В 
распространении материалов о ситуации в Южной Осетии 
участвовали корпункты ИТАР-ТАСС и РИА «Новости». 

В режиме реального времени на сайте посольства РФ 
в США в Интернете размещались заявления и пресс-конфе



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

249

ренции российских официальных лиц, рассылались специа
льные пресс-релизы более чем в 200 адресов, включая адми
нистрацию США, Конгресс, федеральные ведомства, учеб
ные заведения, аналитические центры и т.п. 

В Цхинвал под охраной военнослужащих 58 армии по
стоянно организовывались поездки иностранных журнали
стов. С 11 августа там побывали представители 86 зарубе
жных СМИ. Случалось и так, что российская сторона соде
йствовала организации работы в Цхинвале и Владикавказе 
иностранных журналистов, приехавших с территории Гру
зии. Так, к примеру, было с группой CNN. Однако некоторые 
телекомпании, например FOX NEWS, запрещали к эфиру съ
ёмки своих журналистов из Цхинвала. 

На протяжении всего вооружённого конфликта в еже
дневном режиме проводились брифинги заместителя на
чальника Генерального Штаба ВС РФ генерала Анатолия 
Ноговицына, подробно рассказывавшего российским и ино
странным журналистам о том, что происходит. 

Была налажена работа по одновременному информиро
ванию о новостях из зоны конфликта для российских и ми
ровых информационных агентств. Это позволило в режиме 
реального времени отвечать на дезинформацию. Особенно 
наглядно это было видно по бегущей строке ведущих зару
бежных новостных телеканалов. Так, уже 9 августа в 11 ча
сов министр иностранных дел С.В.Лавров дал брифинг для 
иностранных корреспондентов. Статья С.Лаврова, размещ
енная в британской «Файнэншл тайм» 13 августа, два дня 
была самой читаемой на официальном сайте газеты. 

Благодаря этим усилиям в американском экспертном 
сообществе понемногу начали пробиваться здравые сужде
ния об опасности конфронтации с Москвой и негативных по
следствиях ставки на банкрота М.Саакашвили. Значительно 
возрос интерес зрителей к российским каналам («Russia To
day», «Вести-24»). В отдельные моменты рейтинг телевизи
онных сюжетов RT на независимом портале «Youtube.com» 
доходил до 4-го места в мире, тогда как телекомпания ВВС 
откатывалась в это время на 43-е место. 

Большинство независимых экспертов считают, что 
достигнутые Грузией результаты в информационной войне 
были бы невозможны, если бы США и страны Евросоюза не 



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

250

задействовали для поддержки политики Саакашвили макси
мум своих медийных возможностей. (Вместе с тем эксперты 
высоко оценивают усилия Москвы взять под свой контроль 
освещение событий в регионе с помощью регулярных теле
трансляций брифингов Российского Министерства обороны 
и МИД в сочетании с видеоматериалами о проведении гума
нитарной операции силами МЧС России). 

В порядке справки: влиятельный британский журнал 
The Economist за 2000-2008 годы из примерно 450 обложек 
посвятил нашей стране 13, из них позитивно описывающей 
Россию можно считать только одну (в 2002 году). Последняя 
обложка - танки, самолеты, разрушающие Южную Осетию 
и Грузию.

Хотя подавляющее большинство ведущих западных 
СМИ, освещавших конфликт, оценили действия России рез
ко негативно, за обязательными пацифистскими призывами 
следовали порой самые неоднозначные оценки. Были и за
метные исключения из общей позиции. Так, испанская «El 
Pais» расценила решение Грузии ввести войска в Цхинвал 
как «трагическое и ошибочное». 

Располагает ли Москва возможностями увеличения ин
формационного воздействия на общественное мнение Гру
зии и Запада? На мой взгляд, в настоящее время попытки 
России вести информационную кампанию на Западе к неме
дленному успеху не приведут. 

Во-первых, налицо значительное отставание России 
от Запада по информационным ресурсам: на сегодняшний 
день наша страна не имеет авторитетных для широкой за
падной аудитории средств массовой информации. Для дове
дения своей («российской» лишь условно) точки зрения до 
Запада Москва пока располагает только журналом «Russia 
Profile» и телеканалом «Russia Today».

В порядке справки: в большинстве стран Запада «Rus
sia Today» испытывает серьёзные трудности в плане расши
рения своей зрительской аудитории. На сегодняшний день 
потребителем информации этого канала является довольно 
узкий круг правительственных экспертов по России, поли
тологов, студентов и преподавателей, а также часть менед
жмента компаний, имеющих в России деловые интересы. 
Отношение значительной части американцев и европейцев 



НАЦИОНАЛНИ ИНТЕРЕС - бр. 1-2/2009, год. V vol. 5 стр. 239-252

251

к RTTV как к сугубо пропагандистскому ресурсу вызывает 
определенное предубеждение против передаваемой телека
налом информации. Отмечают западные специалисты и ряд 
«технических» недостатков в работе «Russia Today» (невысо
кая оперативность подачи информации и др.).

Во-вторых, мы говорим с Европой не на её языках.
В порядке справки: среди сотни каналов, которые ка

ждый европеец имеет в сетях кабельного телевидения, есть 
два-три англоязычных. «Russia Today» среди них не числит
ся, и на массового зрителя у этого канала заметного выхода 
нет. К тому же телепрограммы жители каждой страны Ста
рого Света смотрят на своём языке, а не на английском. 

Вместе с тем у России есть резервы для успешного про
должения борьбы за влияние в мировом медиапространстве. 
Главный резерв - сохраняющаяся острая нехватка объек
тивной информации о положении дел в регионе грузино-осе
тинского конфликта. 

До сих пор «мировой общественности» не представлен 
какой-либо официальный документ с четкой хронологией 
событий в Южной Осетии с 8 августа 2008 г., который по
зволил бы проследить этапы грузинской агрессии. Несмотря 
на заявленные намерения, судебные инстанции Республики 
Южная Осетия или России до сих пор не внесли в между
народные судебные инстанции официальные иски к Грузии 
за нанесенный ущерб. Тем временем Тбилиси уже подал иск 
по обвинению России в «этнических чистках в период 1993 - 
2008 г.г.»; за рубежом началась и идёт кампания по оказанию 
помощи Грузии в ее восстановлении. 

Кроме того, для расширения вещания на Запад и Гру
зию следовало бы дооснастить английскими субтитрами, 
как минимум, новостные выпуски уже включенных в амери
канские и европейские сети ведущих российских телекана
лов («Первый», «РТР-планета», «Вести-24», «НТВ», «ТВЦ»). 

Оценивая ход и результаты масштабного информа
ционного противоборства по поводу грузино-осетинского 
конфликта, можно констатировать, что в целом российская 
система пропаганды оказалась НЕ ГОТОВА к принятию бы
стрых ответных и опережающих мер информационного во
здействия. Прежде всего, это связано с отсутствием единой 
централизованной системы пропагандистского обеспечения 
государственной политики России – системы, которая могла 



Николай Димлевич ГРУЗИЯ, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, ЗАПАД...

252

бы оперативно работать в том числе и в чрезвычайных ситу
ациях. 

И здесь очень важно расширять взаимодействие с 
международным экспертным сообществом. Эта материя 
очень тонкая – речь идет о работе «с сознанием, которое 
формирует сознание». Один из вариантов – создание систе
мы фондов и их зарубежных представительств, которые 
способны стать мощной сетевой структурой, эффектив
ным инструментом реализации российской информацион
ной политики за рубежом. 

Основные геополитические конкуренты России распо
лагают мощными «центрами влияния», обеспечивающими 
цели доминирования в мировом информационном простран
стве и первенство в формировании правил игры на мировом 
рынке – мощными медиа-корпорациями, эффективно влия
ющими на мировое общественное мнение. 

России предстоит создать нечто подобное, в против
ном случае она обречена систематически проигрывать. 


	ni-1--2-2009-korice2
	NI-1-2-2009
	0-0-sadr-1
	0-1-uvodnik
	0-2-текст-1


